Как покрасить батарею отопления: пошаговая инструкция

Несмотря на то, что модернизация стремительными шагами врывается в нашу жизнь, некоторая «старинка» все же еще присутствует. Ярким примером могут быть старые отопительные батареи с десятками слоев краски. С уверенностью можно сказать, что порядка 35–40% населения все еще имеют дома такие приборы.

Подготовка батареи к покраске

Удобнее красить батарею в снятом состоянии

Прежде всего, если батарея стоит уже не одно десятилетие, то рекомендуется ее демонтировать для полноценной промывки внутри. Различный мусор внутри системы водоснабжения, металлические отслоения, стружка, все это негативно сказывается на качестве теплоотдачи. Провести очистку можно обычной проточной водой. Если же нет возможности демонтировать батарею, то можно пригласить квалифицированного мастера. Если батарея установлена сравнительно недавно, то, как правило, проблем с демонтажом не возникает. Достаточно иметь при себе трубный ключ, чтобы снять изделие. Если батарея стоит многие годы, то ее демонтаж может быть весьма затруднен. Помните, что проводить работы следует только тогда, когда отопительный сезон еще не начался, в противном случае категорически запрещено снимать батарею.

Счищаем старую краску

Второй этап — снятие старой краски, так как каждый ее слой крадет тепло. При необходимости берите в руки наждачную бумагу, желательно покрупнее, и снимайте слой за слоем. Если оставите старую краску, то будьте готовы к тому, что при первых нагревах она начнет лущиться, отслаиваться вместе с новым лакокрасочным покрытием. Можно использовать специальную смывку:

После полного очищения поверхности батареи от старых эмалей переходим к этапу обезжиривания. Почему это необходимо?! Это делается для того, чтобы новый слой краски «взялся» как можно лучше. От того насколько качественно будут проведены подготовительные работы, напрямую зависит длительность срока эксплуатации оборудования. В качестве подручного средства для снятия краски можно использовать строительный фен. Правда, это приведет к повышенному расходу электроэнергии.

Следующий этап — грунтовка. Равномерным тонким слоем по всему периметру батареи наносим грунтовую краску. Использовать можно как кисть, так и профессиональный краскопульт. Тут уж на выбор мастера.

Подходящие виды красок:

  1. Акриловые. Отличаются легким равномерным нанесением, устойчивостью к высоким температурам. Прочны и создают долговечное глянцевое покрытие, не теряющее со временем цвет. К недостаткам можно отнести сильный запах, который держится во время нанесения состава и некоторое время после высыхания.
  2. Алкидные. Самый популярный и логичный выбор, объясняющийся соответствием краски такого типа всем требованиям и большим выбором цветов. Однако при окрашивании радиатора этой краской следует отдать предпочтение темным тонам, поскольку белый и светлые цвета могут достаточно быстро приобрести желтизну.
  3. Акриловые водоэмульсионные. Современные составы такого типа обладают устойчивостью ко внешним воздействиям, длительное время сохраняют яркость цвета, не тускнеют. Нужный оттенок получают, добавляя в основу колер подходящего цвета.

    акриловые водоэмульсионные краски

  4. Двухкомпонентные. Состоят из термостойкого лака и пудры, ингредиенты перед использованием смешивают. Доступные по цене, легко и ровно ложатся на окрашиваемую поверхность, долговечны.
  5. Аэрозольные. Их выбирают из-за широкой палитры цветов и возможности быстро и просто нанести краску своими руками.
Подходящие виды красок:
Подходящие виды красок:

Окрашивание приборов из разных материалов

Батареи отопления, изготовленные из разных материалов, имеют свои особенности покраски:

  • Для окрашивания чугуна можно использовать универсальные эмали. Прежде чем покрасить чугунные батареи, отопление лучше выключить. На горячей поверхности краска сохнет быстрее, поэтому может сморщиваться и образовывать неровные пятна. При невозможности отключения окрашивание на радиатор наносят более тонким слоем.
  • Стальные, алюминиевые и биметаллические батареи производятся с уже нанесенным слоем порошкового заводского покрытия, поэтому окрашивание их в домашних условиях достаточно проблематично. Прежде чем покрасить такой радиатор, нужно аккуратно очистить его с помощью шлифовальной машины. Для окраски лучше использовать алкидную эмаль либо акрил (акрилат).

Окраска чугунных приборов

Запомните! Для очистки цветных металлов от старых слоев краски лучше пользоваться механическим, а не химическим способом. Химические растворы могут вступать в нежелательную реакцию с поверхностью радиатора.

Подготавливаем радиаторы к покраске

Теперь разберёмся, как подготовить и как покрасить чугунные батареи отопления своими руками. Подготовка требуется для качественной окраски и занимает даже больше времени, чем сама покраска.

Как очистить батарею от старой краски? Подготавливают радиаторы таким образом:

  1. Начинают с качественной очистки поверхности перед покраской. Для этого нужно снять слой краски, а места с появившейся коррозией зачистить до металлического блеска. Пыль и грязь удаляют влажной тряпкой, старую краску убирают с помощью шпателя и особых смывочных растворов.
  2. Раствором для смывания красят радиаторы, которые позже накрывают плёнкой для размягчения. Затем эта краска запросто удаляется шпателем, машинкой для шлифовки либо металлической щёткой, которая надевается на дрель.
  3. Рекомендуется надеть на руки строительные перчатки, дыхательные пути защитить респиратором либо марлевой повязкой.
  4. Потом поверхность радиатора зачищают наждачной бумагой, обезжиривают каким-либо слабым раствором щёлочи.
  5. На качественно зачищенную поверхность наносят грунтовку против коррозии. Раствор будет также увеличивать адгезию краски с корпусом отопительной конструкции. Для этого лучшим образом подойдёт грунтовка на алкидном составе.
Подготавливаем радиаторы к покраске

Теперь вы в общих чертах знаете, как очистить батарею от старой краски вручную. Помните, что грунтовка должна быть с антикоррозийными свойствами (информацию об этом можно прочесть обычно на банке), в противном случае через определённое время ржавчина опять даст о себе знать. На качественно зачищенную поверхность красящий раствор ляжет как нужно.

Чтобы качественно всё подготовить к покраске, требуется убрать старую краску с батареи, удалить ржавчину, убрать пыль и грязь.

Купить термостойкую эмаль, краску для печей. Специальные предложения, скидки производственникам!

Термостойкая эмаль надежно защищает покрытие от коррозии и ржавчины. Она окрашивает металл, печи, радиаторы. Краска для печей должна выдерживать высокие температуры, иногда до 500С.

Прекрасно подойдет для окраски всех поверхностей в доме, которые нагреваются долгое время, а именно:

  • дымоход;
  • батареи;
  • автомобиль.

Обычная краска очень быстро трескается. Поэтому в состав термостойкой эмали были введены специальные компоненты. Также благодаря термостойкой эмали внешний вид камина, радиатора или печи не страдает. Для правильного выбора покрытия рекомендуем обратиться к нам за консультацией. Представленная на сайте краска для печейотличается защитными свойствами и максимальной температурой, которую может выдержать.

Составляющие огнеупорной краски

Термостойкая краска по металлу имеет в основе кремнийорганический лак и металлическую пудру. Изделию, покрытому термостойкой эмалью, не будет страшен влажный и сухой пар. Найти можно черную, белую и цветную краску. Сейчас это не составит труда.

В составе эмали, кроме раствора лака, содержатся цветные пигменты. Черная термостойкая эмаль предназначена для черных металлов, есть виды, которые подойдут только для цветных металлов. Некоторые разновидности универсальны. Перед покупкой просим обратить внимание на этот нюанс.  Механизм действия термостойкого покрытия состоит в том, что в его составе есть частицы металла, они рассеивают инфракрасные лучи.

Купить термостойкую эмаль, краску для печей. Специальные предложения, скидки производственникам!

Виды эмалей устойчивых к высоким температурам

Когда поверхность нагревается до температуры +80С-+120С, используется эпоксидная термостойкая эмаль. Использование акриловой термостойкой краски  уместно, когда нагрев происходит от  +200С.

С помощью наших эмалей вы можете защитить металлические, оштукатуренные, бетонные изделия. Теперь можно не переживать  за состояние печи на даче или выхлопной системы вашего автомобиля. Окрашенная поверхность очень быстро высохнет. Температура в помещении для нанесения эмали не должна быть ниже -15 или выше +30С. Для отмывания тары или пятен после покраски можно использовать растворитель. После окончания работ помещение нужно проветрить.

Жаростойкие эмали

Изделия из черного и цветного металла на долгие годы не будут подвержены коррозии. Повысится их прочность. Термостойкая эмаль идеально подойдет для стали, чугуна, алюминия и других металлов. Пудра из алюминия служит теплоотражателем. Таким покрытием можно защитить железную кровлю, водопровод или газопровод.

 Они долгие годы прослужат вам, не подвергаясь коррозии и не ржавея. Нежелательно действие химических веществ и атмосферных осадков на окрашенную поверхность, если она находится не в помещении.

Термостойкие эмали прекрасно защищают изделия из металла, бетона и других материалов от этих разрушающих факторов окружающей среды.

Чем развести акриловую краску?

Акриловая краска – безопасный, нетоксичный лакокрасочный материал, изготовленный на основе пигмента, связывающего компонента, воды. После испарения и полного высыхания водной основы создается морозостойкое, эластичное, устойчивое к растрескиванию и расслаиванию защитное покрытие. Краска такого типа используется для окраски деревянных, металлических, оштукатуренных поверхностей.

Имеет особые преимущества по сравнению с другими лакокрасочными материалами:

– экологичность – полная безопасность для здоровья и окружающей среды за счет отсутствия в составе токсичных веществ;

– наиболее широкая цветовая палитра;

– комфортность использования, достигаемая быстрым высыханием окрашенной поверхности, легкостью эксплуатации, в том числе мытьем;

– отсутствие неприятного запаха, что позволяет отказаться от маски-респиратора при работе;

– долгий срок службы – не менее десяти лет;

– акриловый слой не пропускает воду.

Существует несколько типов акриловой краски в зависимости от следующих показателей:

– варианта применения (наружные и внутренние работы);

– устойчивости к факторам внешней среды (влагоустойчивость, светоустойчивость, устойчивость к механическим факторам);

– блеска и степени белизны;

По своей структуре акриловая краска – материал густой консистенции, требующий разведения перед работой для обеспечения удобного нанесения и равномерного распределения. Необходимость разбавления возникает после долгого пребывания материала в открытом состоянии.

Существует несколько вариантов разбавителей.

Выбор цвета:

  • Если вы хотите просто обновить внешний вид радиатора без существенных затрат, то покрасьте его в белый цвет. Белый и серебряный — классика жанра.
  • Если вы хотите, чтобы батареи не бросались в глаза и вписывались в обстановку, но можно покрасить их в тон стенам.
  • В детской комнате радиатор можно сделать частью веселого интерьера — покройте его яркой краской или вообще сделайте секции разноцветными. Можно на батареи нанести узоры кисточкой от руки или с помощью трафарета. Возможен вариант украсить радиатор с помощью декупажа.

Подготовка к покраске

Подготовка поверхности перед покраской может потребоваться не только послужившей батарее, но и новому радиатору, у которого обнаружены потертости или царапины. Главным условием качественной покраски является тщательная очистка прибора от прежнего лакокрасочного покрытия и загрязнений.

Счищать покрытие с металла можно следующими методами:

  • механическим, когда удалять краску приходится дрелью со специальными насадками, шпателем, шкуркой и щеткой с металлическим ворсом;
  • химическим, когда для размягчения старого лакокрасочного слоя используют растворители;
  • термическим, с помощью строительного фена производят нагрев покрытия, после чего оно легко удаляется шпателем.

Прежде чем приступить к удалению старого покрытия, необходимо тщательно промыть отопительный прибор, так как загрязнения и жиры мешают эффективно очищать поверхность. Обработанную поверхность обезжиривают и обязательно грунтуют. Праймер позволяет улучшить адгезию покрытия и металла, а также способствует удалению мелких пор, выравнивая окрашиваемую площадь. Подробнее вопрос подготовки батарей к окрашиванию представлен здесь.

Какую будем использовать краску для этих работ

  • Перечисленным требованиям оптимально соответствуют пентафталевые краски и эмали, из которых наиболее часто применяется эмаль ПФ-115.
  • Можно использовать алкидные смеси, термостойкие кремнийорганические эмали (КО-168 и др.).

Применение масляных элементов нежелательно, поскольку при окрашивании радиаторов, труб горячего водоснабжения их цвет меняется на более темный. Перед использованием водно-дисперсионных красок окрашиваемую поверхность необходимо загрунтовать; лучше всего подойдет для этой цели грунтовка ГФ-0119. Шпатлевка металлических поверхностей, как правило, не производится.

Общая технология окрашивания

Качественную окраску всегда производят в два слоя. До нанесения второго слоя первый слой на батарее должен высохнуть. При таком порядке не будет непрокрашенных мест, потеков, неравномерной окраски. Радиаторы отопления окрашивают либо кистью, либо аэрозолем, либо с помощью распылителя. Для прокраски труднодоступных мест существуют изогнутые кисти. Окрашивание производят, начиная с внутренней части батареи, — так меньше краски попадет на руки.

Для лучшей окраски необходимо окрасить одну сторону батареи, высушить, перевернуть, окрасить вторую. Затем таким же способом наносят второй слой.

Качественно окрасить радиатор можно только в снятом его состоянии и при отключенном отоплении. Если снять невозможно — стоит зачистить, маленькой кисточкой покрасить поврежденные места и прокрасить с лицевой стороны из аэрозольного баллончика или краскопульта.

Окрашивание алюминиевых радиаторов

Алюминиевые батареи (и биметаллические) имеют неотслоившееся заводское покрытие с отдельными повреждениями. В таком случае необязательно его удалять полностью, достаточно зачистить своими руками поврежденные места и покрасить аэрозольной автоэмалью.

Для алюминия можно использовать все те краски, что применяются для черных металлов. Только грунтовка должна быть специальной — для цветных металлов.

Общая технология окрашивания

Окрашивание медных радиаторов

Медь со временем темнеет. Поэтому ее грунтуют грунтовкой для цветных металлов (свинцово-суриковая № 81, уретановые, ХС-010, ГФ-032, ГФ-073, ФЛ-03К, ФЛ-03Ж, ВЛ-02, ЭП-0126, УР-0116, ЭФ-094).

Для окраски медных поверхностей батарей применяют те же краски, что и для алюминия, стали, чугуна.

Нередко медь покрывают лаком с алюминиевой подрой или просто лаком (лаком ВЛ-51 или этинолевым). Акриловыми красками на водной основе для систем отопления обычно не пользуются.

Читайте также:  Как и чем закрыть радиаторы отопления: 100 фото интересных идей
Dartshouse - точечный ремонт вашего дома