Монтаж радиаторов отопления своими руками

Алюминий относится к распространенным металлам, сочетающим в себе множество замечательных качеств, включая высокий показатель теплопроводности при сравнительно небольшой массе. Но у этого востребованного в быту и на производстве материала есть один существенный недостаток – он легко вступает в реакцию с другими элементами. Указанное свойство существенно усложняет пайку радиаторов охлаждения автомобилей, например, а также приводит к трудностям, когда нужно заварить отопительную батарею.

Советы специалистов

  • Если вы наносите салфетки в несколько слоёв, делайте это только после полного высыхания клея. В противном случае бумага покоробится и придётся всё переделывать.
  • Если вы допустили ошибку и заметили её уже тогда, когда всё высохло, не стоит расстраиваться. Закрасьте дефект белой акриловой краской, а затем приклейте новый слой бумаги.
  • Слишком резкие переходы цвета или фрагментов можно смягчить, аккуратно покрасив их краской в тон, несильно постукивая кистью. Можно использовать губку для этих целей.
Советы специалистов

Декупаж радиаторов отопления своими руками не только быстрый и недорогой способ освежить наскучивший интерьер, но и увлекательное действие, которым можно заняться всей семьёй.

Требуемые расходные материалы

Процесс монтажа батарей и радиаторов отопления требует наличия определенных расходных материалов и инструментов. Некоторые уже, возможно, есть в наличии у каждого домашнего мастера, другие потребуется докупить.

Требуемые расходные материалы

Расходные материалы

Одним из важнейших элементов, без которого не обходится ни одно резьбовое соединение является уплотнитель. В его качестве может выступать:

Требуемые расходные материалы
  • тефлоновая лента;
  • тефлоновая нить;
  • пакля;
  • сантехнический клей.

Тефлоновая лента для некоторых остается непривычным расходником, который применяется с опаской. Это связано с тем, что не всегда легко угадать количество требуемых витков, чтобы соединение не давало течи. Тефлоновая основа имеет несколько другую структуру и протечки не затягиваются, как это бывает в случае с паклей. Если нет уверенности, тогда ее лучше не применять при монтаже радиаторов и батарей. Тефлоновая нить проще в использовании. При ее намотке легко контролировать, какой слой материала еще понадобится для завершения процесса.

Требуемые расходные материалы

Безусловным лидером остается лен. Его использовали и продолжают использовать. При воздействии влаги, волокно немного набухает и может компенсировать недостаточное количество материала. Недостатком такого уплотнителя для резьбы на радиаторе отопления является проблематичность процесса демонтажа, когда требуется ремонт или замена какого-либо из узлов. Но этот вопрос решается использованием специальной пасты. Некоторые мастера прибегают к помощи жидкой фум-ленты или сантехнического клея. Он представляет собой полупрозрачную жидкую субстанцию, которая наносится на резьбу и детали соединяются. Больше делать ничего не нужно, по истечении определенного времени происходит застывание клея и соединение получается надежным.

К расходным материалам также можно отнести крепежные элементы. С некоторыми стальными радиаторами подвесы поставляются в комплекте, поэтому докупать их не придется. Но если речь идет о чугунных, алюминиевых или биметаллических батареях, тогда придется докупить крючки или специальные крепежи. Их количество будет зависеть от количества секций конкретного радиатора. Чтобы зафиксировать крепления к стене или к полу, понадобятся дюбели и саморезы. Когда монтаж будет осуществляться на гипсокартон, то понадобится особый вид дюбелей, которые будут удерживать вес на листе. Потребуется докупить буры или сверла необходимого диаметра.

Требуемые расходные материалы

Запорная арматура

Крепить радиатор непосредственно к трубам является плохой идеей. Если с ним что-то произойдет и потребуется восстановление, тогда будет сложность с опустошением всей системы. Чтобы избежать этого, используются краны. Наиболее распространенной сейчас является шаровая запорная арматура. Она проще в использовании, чем простые краны, которые необходимо долго вращать, чтобы перекрыть поток. Шаровые краны еще называют полуоборотными, поэтому они не требуют значительных усилий при использовании. При выполнении монтажных работ применяются компоненты:

Требуемые расходные материалы
  • прямые;
  • угловые.

Прямые подойдут в том случае, если подвод труб производится без каких-либо искривлений. Угловые шаровые краны еще называют радиаторными. Они могут быть как со специальными рукоятками, так и без них. Во втором случае потребуется шестигранный ключ для проведения регулировочных работ. На этих элементах экономить нельзя ни в коем случае. Лучше переплатить до монтажа, чем потратить в сотни раз больше при затоплении соседей снизу.

Требуемые расходные материалы

Совет! Не делайте жестких соединений между краном и трубой. Лучше установить американку или купить кран с американкой. В этом случае демонтаж радиатора будет осуществляться в считаные минуты

К запорным элементам также относятся заглушки. При монтаже радиаторов отопления может остаться одно или два незадействованных отверстия. Для них важно предусмотреть заглушки. В некоторых случаях заглушки для радиаторов продаются в наборах, окрашенных под цвет радиатора отопления. В набор также входит переходная редукция. Отверстия в радиаторах отопления имеют больший диаметр, чем заглушка, поэтому необходимы переходники. Последние также понадобятся и для кранов.

Одним из самых важных элементов, без которого невозможна установка радиатора отопления, является кран Маевского. Он представляет собой небольшую конструкцию, которая похожа на заглушку. Его ролью является сброс скопившегося воздуха. Он всегда появляется при заполнении системы водой. Если этого не сделать, тогда один или несколько радиаторов отопления не смогут нормально функционировать, т. к. воздушная подушка мешает току воды. В продаже есть автоматы Маевского для радиаторов. Их отличием от обычных кранов является то, что выход воздуха происходит автоматически. Как только вода поднимается на требуемый уровень, она поднимает поплавок, который перекрывает клапан, что препятствует выходу жидкости за пределы системы.

Читайте также:  7 ошибок, которые совершают 99% автолюбителей

Порядок пайки

Правильная организация процедуры пайки алюминия предполагает основательную подготовку, без проведения которой не удастся добиться нужного результата. Перед тем как самому паять радиатор, следует внимательно ознакомиться с соответствующей инструкцией. В ней указывается, что подготовительный этап включает в себя зачистку восстанавливаемой зоны и приготовление паяльного состава требуемого качества.

Подготовительные операции

Перед началом пайки необходимо удалить старое покрытие и зачистить зону пайки

Перед тем как запаять алюминиевый радиатор с помощью флюса на основе канифоли, поврежденный участок подготавливается согласно следующей инструкции:

Порядок пайки
  1. Удаляются остатки старого покрытия и следы загрязнения.
  2. Зона пайки зачищается посредством абразива.
  3. Сразу вслед за этим ее обезжиривают растворителем.

Прежде чем запаять радиатор, потребуется заранее приготовить флюс в металлическом тигле. Для этого канифоль сначала расплавляется газовой горелкой, после чего в расплав добавляются мелкие опилки железа, взятые в соотношении 1:2 (они выполняют функцию абразива). Одновременно с этим подготавливаемый состав перемешивается до состояния однородной массы.

Используемые при пайке материалы токсичны и выделяют опасные для человека ядовитые пары. Поэтому все операции проводятся при наличии вытяжки или на открытом воздухе. При невозможности выполнить эти условия работающему человеку потребуется респиратор.

Устранение небольших дефектов

По завершении подготовительных операций переходят к самому процессу пайки:

  1. Паяльником захватывается небольшое количество припоя.
  2. Круговыми плавными движениями он наносится на заранее обработанное флюсом место.
  3. В процессе обработки важно внимательно следить за тем, чтобы слой припоя распределялся по поверхности по возможности равномерно.

При спаивании содержащиеся в припое опилки счищают с поверхности оксиды, а добавленная ранее канифоль перекрывает канал доступа кислорода. В результате создаются все условия для получения надежного контакта между различными металлами. Этот метод подходит только для небольших повреждений, размер которых не превышает нескольких миллиметров. На больших площадях флюс быстро остывает и не обеспечивает хороший прогрев места пайки.

Восстановление значительных повреждений

Порядок пайки

Для восстановления значительной площади радиатора потребуется специальный состав – плавень

С необходимостью восстановления значительных по площади алюминиевых поверхностей приходится сталкиваться довольно часто. Потребуется специальный паяльный состав, называемый «плавнем». Перед его применением проводится подготовка обрабатываемой поверхности батареи, как это делалось для небольших участков.

Исходные компоненты для приготовления плавня:

  • хлориды калия и лития;
  • обычная поваренная соль;
  • сульфат натрия;
  • криолит.

Подготовленная в определенной пропорции смесь сначала основательно перетирается в ступке до состояния пудры. После этого она пересыпается в тигель, где тщательно перемешивается до однородной массы, годной для получения расплава.

Если полученный порошок сразу не употребляется в работу, он пересыпается в подходящую емкость, закрытую плотной пробкой, и хранится в темном месте.

Порядок пайки с использованием плавня:

  1. Поврежденный участок тщательно прогревается посредством газовой горелки.
  2. На подготовленное место тонким слоем наносится порция плавня.
  3. Повреждение пропаивается оловянно-свинцовым припоем с добавкой малых количеств висмута.
Порядок пайки

При работе со спецтехникой (газовой горелкой) важно не перегреть восстанавливаемый участок, чтобы не прожечь его. Сила пламени подбирается с тем расчетом, чтобы его хватало только на равномерный прогрев поверхности алюминиевого изделия.

Ремонт радиаторов сложной конфигурации

Пайка автомобильного радиатора

Возможны ситуации, когда требуется восстановить (распаять) алюминиевый радиатор автомобиля, имеющий множество труднодоступных мест. В этом случае методы, основанные на применении железно-канифольного флюса и приготовленного своими руками плавня, не подходят. Тонкостенные трубки медного или латунного радиатора автомобиля, например, из-за особенностей конструкции паять очень непросто. В указанной ситуации рекомендуется использовать низкотемпературный припой (НТП) с одновременной проклейкой восстанавливаемой поверхности. В перечень рассмотренных подготовительных операций следует добавить необходимость обжима плоскогубцами поврежденного участка радиатора или печки, что позволит уменьшить размеры отверстия.

По ходу пайки обрабатываемая зона сначала тщательно прогревается газовой горелкой, после чего в ее пламя вносится пруток НТП. Периодически проводя им по этому месту, нужно постараться сделать так, чтобы частички припоя цеплялись за края повреждения и постепенно «затягивали» его. На завершающей стадии потребуется герметизировать зону дефекта, используя для этого специальный высокотемпературный клей. С его помощью удается «заделать» все оставшиеся мелкие неровности и изъяны.

Как организовать подключение?

Следующим этапом процесса идет выбор типа подключения. Наиболее эффективны следующие способы:

Как организовать подключение?

Подсоединение радиатора к полипропиленовым трубам

Как организовать подключение?

Для правильной установки радиаторов с пропиленовыми трубами отопления придется обзавестись специальным паяльником. Соединение реализуется по двум технологиям:

Как организовать подключение?
  • В случае, когда радиаторный вентиль пропиленовый, то соединение осуществляется при помощи пайки непосредственно с подводкой. Далее с крана следует открутить металлический концевик «американки» и вкрутить его в радиаторную футорку. Для герметичности применяется лента ФУМ или льняная подмотка. В итоге «американку» снова собирать и затянуть накидную гайку ключом.
  • Если радиаторный вентиль из металла, то для соединения с пластиковой подводкой применяют комбинированную муфту разъемного типа с внутренней резьбой. Она аналогична по принципу действия «американке», но накидная гайка приспособлена для пайки. Через соединительный фитинг пластиковую часть муфты припаивают к подводной трубе. После этого муфту нужно разобрать, и металлическую часть с подмоткой навернуть на вентиль. Муфту собрать и затянуть накидную гайку.
Как организовать подключение?

Подсоединение батареи к металлической подводке

Как организовать подключение?

Многие домовладельцы, начитавшись статей о том, как правильно установить отопительный радиатор, переживают, что при работе с трубами из металла может понадобиться сварочный аппарат и сопутствующие навыки по его использованию. Спешим успокоить – ничего подобного тут не нужно, все делается на резьбовых соединениях. Для этого на только что обрезаном участке подводки нарезают резьбу при помощи клуппа. Технология выполнения процесса выглядит следующим образом:

Как организовать подключение?
  • Трубы подвода обрезать при помощи болгарки так, чтобы линия среза была четко перпендикулярна осевой линии трубы.
  • Очистить конец трубы от коррозии или краски и сделать фаску напильником.
  • На резцы клуппа и участок трубы нанести смазку.
  • Поставить головку на фаску и отцентрировать ее.
  • Используя газовый ключ, проворачивать головку по часовой стрелке.
  • Для качественного соединения должен получиться резьбовой участок, равный длинной части сгона.
Как организовать подключение?

В итоге на готовую резьбу нужно накрутить контргайку и муфту, и совместив оси шарового крана и подводки, перегнать муфту с подводки на корпус крана. В процессе используется подмотка или лента ФУМ. Далее на резьбу около муфты следует навернуть подмотку и перегнать контргайку. После окончательной фиксации запорного крана или термпературного регулятора, его соединяют с радиаторной футоркой через «американку».

Читайте также:  Как сделать так, чтобы батареи в доме грели лучше

Как установить батарею отопления правильно

Главная » Отопление » Как установить батарею отопления правильно

Оглавление: [скрыть]

  • Правильная разметка радиаторов отопления с кронштейнами
  • Установка радиаторов

Как рассчитать местоположение Чтобы сделать правильную установку радиатора отопления своими руками, необходимо знать, что подводящиеся к приборам отрезки труб располагают с незначительным уклоном, который направлен в сторону движения теплоносителя.

При строго-горизонтальной прокладке, как и при незначительном перекосе в установке радиатора отопления, в чугунных или стальных батареях будет собираться воздух. Радиатор нужно будет постоянно выдувать вручную в целях избежания снижения теплоотдачи.

Как установить батарею отопления правильно

Схема установки радиатора.

Рекомендуется, чтобы центральная ось батареи отопления совпадала с осью, которая проходит через центр оконного проема. Допускаются отклонения в 2 см, которые абсолютно не определяются визуально.

Правила установки радиатора.

Перечень строгих правил:

  • 1 м трубопровода должен наклоняться в сторону циркуляции на 0,5 см как минимум. Вычисляется угол наклона по длине монтируемых трубных отрезков;
  • от поверхности пола до радиатора оставляют 6-10 см и больше;
  • от нижней линии подоконника к верхней линии батареи — 5-10 см;
  • от поверхности стены к радиатору — 3-5 см;
  • при установке батареи обязательным условием выступает соблюдение вертикалей и горизонталей.

В целях повышения производительности батареи на располагаемой за ней стене перед установкой можно монтировать специализированный щит из теплоотражающих материалов. Можно просто покрыть плоскость стены составом с идентичными свойствами.

Правильная разметка радиаторов отопления с кронштейнами

Как установить батарею отопления правильно

Секционный принцип выбора устройств отопления позволяет точно определить количество секций, которые необходимы для обогрева помещений с конкретными техническими условиями.

Схема подключения отопления.

По правилам установки 1 м² площади нагревательной поверхности радиатора оснащается 1 кронштейном.

Итак, вот что необходимо сделать:

  • с учетом вышеприведенных правил делается разметка точек установки кронштейнов;
  • перед высверливанием отверстий необходимо все расстояния еще раз проверить;
  • в высверленные отверстия вставляют дюбели, в которые затем вкручивают крепления.

Если разметка была выполнена правильно, радиатор плотно ляжет на все монтированные опоры, очень прочно опираясь на каждую. Последующая установка радиатора своими руками содержится в подключении устройства к системе коммуникаций.

Установка и подключение радиатора отопления.

Как установить батарею отопления правильно

Список необходимых приборов и материалов:

  • ключи с размерами, которые позволяют с точностью соблюсти динамометрический момент;
  • герметик;
  • пакля, пропитанная масляной краской или с уплотнительной лентой;
  • байпас;
  • переходники;
  • муфты;
  • ниппели;
  • уголки;
  • запорные вентили;
  • сгоны с резьбой, соответствующей размерам радиатора и труб;
  • втулка;
  • кран Маевского;
  • насос;
  • уровень.

Что нужно для установки?

Монтаж любого радиатора отопления не проходит без покупки определенных расходных материалов и использования специальных приспособлений. При этом, вне зависимости от типа, набор нужных материалов всегда остается практически идентичен. Различия заключаются лишь в небольших моментах, к примеру, для установки батареи из чугуна применяются более крупные заглушки, автоматический воздухоотводчик размещается выше системы, а кран Маевского не используется вовсе.

В отличие от чугунных изделий установка биметаллических и алюминиевых радиаторов отопления производится одинаково.

Что касается размещения панельных изделий из стали, то процедура их монтажа имеет небольшие отличия, затрагивающие момент навешивания батареи. В данном случае в наборе должны предусматриваться кронштейны, кроме этого, с обратной стороны обязательно должны находиться металлические дужки, посредством которых отопительный прибор устанавливается за крючки кронштейнов.

Запорная арматура

В процессе установки радиатора отопления также необходима пара запорных или шаровых кранов. В первом случае они должны регулироваться. Изделия размещаются на выходе и входе каждой батареи.

Обыкновенные шаровые краны применяются для экстренного ремонта, чтобы выключить и демонтировать радиатор, к примеру, на момент отопительного сезона. При таком подходе, даже если во время ремонта что-то пойдет не так, система будет по-прежнему функционировать без ремонтируемой части. Главным преимуществом подобного решения выступает малая стоимость шаровых кранов. Но с другой стороны вы лишаете себя возможности настраивать теплоотдачу.

Читайте также:  Радиаторы отопления для квартиры: виды, различия и особенности монтажа

Почти то же самое делают и запорные регулирующие краны, за одним исключением – они также могут корректировать интенсивность потока теплоносителя. Конечно, здесь цена вопроса будет немного выше, однако это даст возможность в дальнейшем изменять теплоотдачу. Помимо этого, внешне подобные устройства выглядят на порядок лучше, в особенности в угловом и прямом исполнении. В результате вы получаете более аккуратную обвязку.

При необходимости возле шарового крана на подаче теплоносителя можно установить терморегулятор. Он представляет из себя небольшой элемент, дающий возможность корректировать теплоотдачу батареи. Однако, если ваш радиатор отопления сам по себе неважно обогревает помещение, то монтировать терморегулятор не стоит! В противном случае поток уменьшится, и батарея станет греть еще хуже.

Сегодня существуют различные виды терморегуляторов, начиная с электронных автоматических и заканчивая обычными механическими. Последние, кстати, применяются в домах чаще других.

Заглушка

При боковом подключении радиаторы имеют, как правило, 4 выхода. Один из них прикрывается заглушкой, второй комплектуется краном Маевского, остальные два отводятся для обратного и подающего трубопровода. Как и подавляющее число современных отопительных батарей, изделие обычно окрашено белой эмалью, приятно дополняя интерьер дома.

Автоматический воздухоотводчик или кран Маевского

Эти элементы представляют из себя небольшие приспособления для сброса воздуха, накопившегося в радиаторе. Установка производится на коллектор, обязательна при использовании биметаллических и алюминиевых радиаторов. Габариты устройства существенно меньше, нежели диаметр коллектора, исходя из чего может потребоваться дополнительно переходник. Однако краны Маевского, как правило, поставляются вместе с переходниками. Единственное, что потребуется от покупателя – это точно знать диаметр коллектора.

Что касается автоматических воздухоотводчиков, то их установка также производится на радиаторы. В сравнении с кранами Маевского, они имеют более крупные габариты, из-за чего изготавливаются лишь из никеля и латуни. Со временем воздухоотводчики могут покрываться эмалью, портя внешний вид радиатора. Исходя из этого, установка этих элементов проводится не так часто.

Дополнительные инструменты и материалы

Кроме перечисленных элементов, для установки и навешивания радиаторов отопления обязательно потребуются кронштейны и крюки. Причем их число напрямую будет зависеть от габаритов самой батареи:

  • Если размеры изделия не превышают 1,2 метра либо количество секций не больше 8, то достаточным будет пары точек фиксации – по одной снизу и сверху;
  • Каждые следующие 5-6 секций или 50 сантиметров длины обязывают использовать по дополнительному фиксатору снизу и сверху.

Для герметизации соединений потребуется фум лента, сантехническая паста или льняная подмотка.

↑ Порядок установки

Последовательность операций по установке батарей на место их эксплуатации выглядит так:

  1. Сначала полностью отключается отопительная сеть, после чего из труб сливается вода.
  2. В частном доме для этого используется насос, а в городской квартире придётся обратиться к специалистам ЖЭКа.
  3. Важная информация! Разрешение на проведение монтажных работ придётся получить. При сливе воды со старых батарей отключается весь стояк. Самостоятельная деятельность по вмешательству в работу центральной системы отопления грозит крупным административным штрафом.
  4. После заполнения необходимой документации в согласованное время придёт слесарь и спустит воду до нужного этажа. Также важно понимать, что демонтажные работы и установка радиаторов должны проводиться в меж отопительный сезон. Если в отопительный сезон при замене батарей нарушится герметичность системы отопления в квартире, это может привести к аварии всей системы. Мало того, что весь дом останется на продолжительный срок без отопления, так ещё придётся заплатить штраф с внушительными цифрами.
  5. Затем проводится демонтаж старых радиаторов, после чего с простенков удаляются остатки пыли, грязи и отслужившие свой срок крепления.

Стена перед монтажом новых кронштейнов тщательно выравнивается и оштукатуривается. Далее на ней отмечается середина, после чего проводится горизонталь, располагающаяся на 10-12 см ниже подоконника (по ней выравнивается верхний срез устройства).

Кронштейны монтируются по размеченной горизонтали. Такое расположение оптимально для отопительных сетей с принудительной циркуляцией носителя, то есть для городских квартир. Для контуров с самотёком не обойтись без уклона по ходу движения носителя (порядка 1,5%). Если увеличивать этот показатель больше – могут образоваться застои.

Убедившись в надежности кронштейнов, переходят к навешиванию батареи. По завершении этой процедуры ставится запорная арматура с обязательным соблюдением требований герметичности резьбовых соединений. Сразу вслед за этим подключается трубопровод.

Дополнительная информация! Исключить протекание в местах сопряжения удаётся при условии использования особых динамометрических ключей.

Рабочее усилие такого ключа при оформлении креплений не должно быть более 12 кг.

Dartshouse - точечный ремонт вашего дома