Пошаговая инструкция разбора чугунных и алюминиевых радиаторов

В этой статье рассмотрим различные виды батарей и поэтапно распишем ответ на вопрос “как разобрать батарею отопления”.

Как разобрать чугунную по секциям

Для того чтобы разобрать данный тип радиатора, необходимо подготовить мел, дюймовую трубу размером 50-100 см, ключ для чугунных батарей и разводной ключ номер 2 или 3. Сам радиатор во время разборки лучше поставить на что-то твердое для большего удобства.

Порядок разбора чугунной батареи:

  1. отключить теплоснабжение в квартире;
  2. разобраться с направлением откручивания пробок: ключ положить на батарею и довести до месторасположения втулки, траекторию необходимо отметить мелом;
  3. прокрутить ключ для чугунных батарей в ту сторону, в которую идет резьба;
  4. начать разбирать радиатор с первой секции;
  5. произвести срыв резьбы сразу на двух никелях;
  6. соблюдать пространство между секциями, чтобы избежать аварий впоследствии.
Как разобрать чугунную по секциям

Эти действия необходимо выполнять не спеша и поэтапно.

Важно следить за направлением прокрутки инструментов и силой нажатия. Срывать резьбу следует аккуратно.

Процесс нанесения декупажа

Несмотря на то, что декорирование салфетками отопительных батарей — процесс не сложный, для получения желаемого результата необходимо придерживаться определенного порядка выполнения работ.

Подготовка поверхности радиаторов

В первую очередь необходимо тщательно вымыть батарею с применением моющих средств. Следует отметить, что на радиаторах много труднодоступных мест, поэтому рекомендуется воспользоваться щеткой с длинной ручкой или ершиком, чтобы максимально удалить все загрязнения. Затем дать поверхности высохнуть или вытереть насухо тряпкой.

Далее следует придать поверхности идеальную гладкость. Для этого необходимо взять наждачную бумагу и зачистить все выпуклости и неровности, а также удалить куски облупившейся краски. Лучше использовать наждачку с крупными зернами для устранения глубоких неровностей, а потом обработать поверхность листом наждачной бумаги с мелкими гранулами. После этого еще раз промыть батарею.

Процесс нанесения декупажа

Завершающий этап подготовки поверхности – это нанесение термостойкой белой или светлых тонов эмали. Краска должна полностью высохнуть, для этого ее необходимо оставить на сутки.

Важно! Нельзя использовать нитрокраску, поскольку при нагревании она вздуется.

Нанесение декупажа

После того как поверхность батареи готова, необходимо подготовить фрагменты рисунка для декупажа. Есть несколько методов составления рисунка. Например, можно вырезать полоски салфеток с рисунками. Для этого предварительно следует замерить ширину ребра радиатора и разлинеить салфетку на полоски соответствующего размера, затем вырезать.

Можно сделать по-другому: взять салфетку с рисунком и оборвать края так, чтобы остался только фрагмент рисунка. Такой способ позволит замаскировать края перехода при составлении композиции, а также обеспечит более надежное сцепление фрагментов между собой.

Далее следует примерить рисунок на батарею и оценить, насколько он соответствует составленному эскизу.

Читайте также:  Как рассчитать мощность батарей отопления

В настоящее время есть огромный ассортимент клеевых составов для декупажа различных поверхностей, но в целях экономии лучше использовать клей ПВХ, тем более что его свойства ничем не уступают другим средствам. Клей ПВХ следует развести с водой в пропорциях 1:1.

Процесс нанесения декупажа

Фрагмент рисунка приложить к батарее и, начиная от середины, нанести клей, равномерно распределяя его в направлении от центра к краям. Движения должны быть плавными, чтобы не повредить салфетку. Если остались промежутки между рисунками, их можно закрасить светлой эмалью. Для придания декупажу прочности после того, как клей полностью высохнет, необходимо нанести термостойкий лак в два слоя.

Если какие-то фрагменты получились не так, как хотелось бы, то не стоит расстраиваться. Неудачно наклеенную салфетку можно закрасить белой эмалью, подождать, пока высохнет, и повторить попытку.

Идеи для декупажа можно посмотреть на видео:

Заключительный этап – подключение системы

Заключительным этапом и самым главным можно по праву считаться замена радиаторов отопления своими руками. Для замены батареи нужно проделать следующие пункты:

  1. Первоначально нужно снять старую батарею, для этого откручиваются гайки, и аккуратненько снимается батарея с крепления. Или в случае необходимости воспользуйтесь болгаркой, крепления ведь могут сильно прикипеть.
  2. Затем с помощью лерки производится нарезка резьбы на стальных трубах, которые будут располагаться на новом месте. После нарезки наносится льняная пакля вместе с силиконовым герметикой на полученную резьбу.
  3. Если устанавливается алюминиевый или чугунный радиатор, то резьба герметизируется ФУМ-лентой.
  4. Для более надежного крепления производятся дополнительные усилия к крепежам, наносится цементный раствор.
  5. На этом этапе учитывается расстояние от батареи до пола (примерно 10-15 сантиметров) и до подоконника (15 сантиметров). Не нужно сильно прижимать батарею к стене, так как это может ухудшить тепловую отдачу. Регулировать расстояние можно с помощью кронштейнов, оптимальным расстоянием считается 3-4 сантиметра.
  6. Для предварительной сборки узлов нужно собрать полностью весь радиатор: ставятся прокладки, вкручиваются краны и закручиваются глухие и проходные заглушки. А также нарезаются трубы нужного размера и ввариваются уголки и тройники.
  7. Само подключение состоит из трех видов: подключается основная труба к верхнему патрубку, размещаются трубы параллельно полу или используются парубки к разным сторонам батареи.

После подключения и установки радиатора нужно провести оборудование термоклапанов, вентилей, заглушек и поджать все гайки.

Ну и наконец, нужно протестировать замененный радиатор на наличие протечек.  Если вдруг он протекает, следует подтянуть все соединение.

Замена радиаторов отопления своими руками не так уж и сложна, и она осуществляется за одни день при отсутствии другой работы.

Читайте также:  Замена радиаторов отопления в квартире. Советы эксперта

Не забывайте при выборе радиатора ознакомиться со сроком эксплуатации. От вида батареи и от качественной установки зависит срок службы.

Варианты обвязки радиаторов отопления

Установка радиаторов отопления подразумевает их подключение к трубопроводам. Есть три основных способа подключения:

  • седельное;
  • одностороннее;
  • диагональное.

В случае если радиаторы ставите и нижним подключением, выбора у вас нет. Каждый производитель жестко привязывает подачу и обратку и его рекомендации соблюдать надо неукоснительно, так как иначе тепла просто не получите.

Обвязка при одностороннем подключении

Одностороннее подключение чаще всего применяется в квартирах. Может быть двухтрубным или однотрубным (наиболее частый вариант). В квартирах все еще используют металлические трубы, потому рассмотрим вариант обвязки радиатора стальными трубами на сгонах. Кроме труб подходящего диаметра нужны два шаровых крана, два тройника и два сгона — детали с наружной резьбой на обоих концах.

Все резьбовые соединения уплотняются фум-лентой или льняной подмоткой, поверх которой наносится упаковочная паста. При вкручивании крана в коллектор радиатора много подмотки не требуется. Слишком больше ее количество может привести к появлению микротрещин и последующему разрушению. Это актуально практически для всех типов отопительных приборов, кроме чугунных. При установке всех остальных, пожалуйста, без фанатизма.

Если есть навыки/возможность использования сварки, можно байпас приварить. Именно так обычно выглядит обвязка радиаторов в квартирах.

При двухтрубной системе байпас не нужен. К верхнему входу подключается подача, к нижнему — обратка, краны, естественно, нужны.

При нижней разводке (трубы проложены по полу) такой тип подключения делают очень редко — получается неудобно и некрасиво, намного лучше в этом случае использовать диагональное подключение.

Обвязка при диагональном подключении

Однотрубная система с вертикальными стояками (в квартирах) выглядит не столь хорошо, но люди мирятся из-за более высокой эффективности.

Обратите внимание, при однотрубной системе снова необходимо наличие байпаса.

Обвязка при седельном подключении

При нижней разводке или скрытом подведении труб установка радиаторов отопления таким способом самая удобная и самая малозаметная.

При седельном подключении и нижней однотрубной разводке есть два варианта — с байпасом и без него. Без байпаса краны все равно ставят, при необходимости можно радиатор снять, а между кранами установить временную перемычку — сгон (кусок трубы нужной длинны с резьбой на концах).

При вертикальной разводке (стояки в многоэтажках) такой тип подключения можно увидеть нечасто — слишком большие потери по теплу (12-15%).

Этапы демонтажа батарей для обслуживания

Место соединения радиатора с трубой

Ремонт алюминиевого радиатора может проводиться по множеству причин. От характера повреждений и неисправностей зависят и перечень работ, и используемое оборудование. В любом случае ремонт включает в себя несколько основных этапов:

  • В первую очередь не забывайте о сливе теплоносителя из системы, чтобы избежать затопления — как собственной квартиры, так и соседей снизу. При этом не забывайте подкладывать тряпку или какую-либо емкость, поскольку всегда при демонтаже выливаются остатки жидкости.
  • Перед проведением работ очень важно запастись необходимым инструментом. Это сантехнический ключ, набор слесарного инструмента, набор метчиков, а также набор прокладок, резинок и заглушек.
  • Все работы удобнее проводить вдвоем — это упростит процесс снятия и предотвратит повреждения, так как одновременно откручивать и держать батарею не очень удобно.

Сборка батарей

В принципе, имея под рукой необходимые инструменты, даже новичок сможет собрать или разобрать алюминиевый радиатор своими руками.

Чтобы установить обогреватель из алюминиевого радиатора своими руками, необходимо:

  1. Расположить батарею на ровной поверхности. Это необходимо для того, чтобы обследовать устройство перед его монтажом и проверить все места соединений на наличие возможных трещин или сколов.
  2. Перед тем, как соединить элементы обогревателя, резьба в местах соединения очищается не только от мусора, но и от заводской краски. Делается это при помощи наждачной бумаги с мелким зернистым покрытием. Это важно, так как в дальнейшем слой краски может потрескаться, что приведет к течи. Ради товарного вида производители окрашивают не только секции радиаторов, но и места их батарею от краски, нужно следить, чтобы наждачная бумага не оставила на ней царапин, которые так же в будущем могут стать причиной течи.
  3. Все прокладки следует промыть в мыльном растворе, а если в отопительной системе предполагается использование антифриза, то их нужно обезжирить, так как этот носитель способен проникать в любые, даже самые незначительные неровности.
  4. Перед соединением секций желательно изучить чертеж ключа для сборки алюминиевого радиатора, чтобы знать, как им пользоваться. Этот металл очень мягкий, поэтому любое слишком большое усилие может повредить резьбу и тогда придется покупать новую секцию.
  5. На ниппель гайку надевается паронитовое уплотнение с обеих сторон. Ключ помещается сверху и легко проворачивается пару раз, то же проделывается с нижним отверстием. Только после того, как места стыков были прихвачены, можно при помощи рычага закрутить их более плотно.
  6. Отверстие, которое не будет использоваться, закрывается заглушкой, а на другое крепится кран Маевского и сборка алюминиевого радиатора готова.

После того, как будут собраны все секции радиатора, его можно подсоединять к отопительной системе и проверять на наличие возможных мест протечки. Так как алюминиевые батареи достаточно легкие, их вполне можно подсоединить своими руками, даже не имея для этого соответствующих навыков.

Dartshouse - точечный ремонт вашего дома